Историческая справка

История Службы судебных приставов

 

            С глубокой древности и до настоящего времени исполнительное производство играло огромную роль в деятельности государства и общества.

         Уже на раннем этапе развития человечество столкнулось с необходимостью создания эффективно действующих механизмов принудительного исполнения.

         Впервые упоминание пристава встречается в 13 столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Анализ вышеуказанных определений позволяет прийти к выводу, что понятия судебного пристава и исполнителя судебных решений, а также лица, обеспечивающего порядок в суде, не всегда были равнозначными.

         До 14 века слово «пристав» означало не столько название определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами.

         В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского судебника. В Древней Руси название «пристав» употреблялось в разных значениях. В Новгороде на суде посадника приставами назывались люди, мирившие тяжущихся. В Москве приставами именовали исполнительных чинов, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов.

         Дальнейшие указания на существование института приставов встречаются в ряде грамот и договоров Новгорода с великими князьями, заключенных в период с 1304 по 1319 г., а также в юридическом памятнике «Правосудие митрополичье», созданном, во второй половине XIII - первой четверти XIV вв.

         В указанное время пристав представлял собой должностное лицо, которое состояло при судебно-административных органах. В Новгороде это были: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. В других землях пристав находился в подчинении князей. Об этом свидетельствуют договорные грамоты Новгорода, в которых для князей устанавливался запрет на закрытие Немецкого двора с помощью своих приставов. Последние нередко упоминаются наряду с дворянами.  Так, по договору Новгорода с тверским великим князем Михаилом Ярославичем о мире 1318-1319 гг. запрещалось «въсылати в Новгородскую волость дворян и приставов». Дворяне в это время представляли собой вольных или зависимых слуг князя, выполнявших различные хозяйственные или административные обязанности.

         В XIII - начале XIV вв. функции приставов были достаточно обширными, но на первом месте стоял вызов истца и ответчика в суд. Эта функция обозначена в проекте договора Новгорода с Любеком и Готским берегом от 1269 г., где пристав «требует», т.е. вызывает спорящие стороны в суд тысяцкого. Второй функцией пристава являлось исполнение судебных решений. Например, в ст. 13 Двинской уставной грамоты предусматривалось, что в случае неправильного взыскания «продажи» (штрафа) наместником на пристава великого князя возлагалась обязанность «доправить», т.е. произвести взыскания, либо другие меры, связанные с исправлением судебной ошибки. Наряду с этим приставы реализовывали постановления административного характера. Так, в Новгороде приставы по распоряжению князя могли закрыть торговлю в Немецком дворе. Нормы, которые регулировали подобные действия, содержатся в значительном числе договоров Новгорода с князьями.

            В 1467 году с принятием на Руси Псковской Судной Грамоты исполнительные функции выполняли подвойские или приставы, а также княжеские слуги. Исполнительное производство того времени отличалось строгостью. Если сторона не могла выполнить решение суда, то виновного доставляли на правеж, особое место недалеко от суда, где его били дубинками по голеням и икрам ног.        В этом документе написано: «А задолжает новгородец на Готском берегу, то в погреб его не сажать; также не делать этого и в Новгороде с немцем или готом, ни бирича к ним не посылать, ни за одежду их не хватать, а каждую сторону требует пристав тысяцкого».

          В московский период Российского государства престиж исполнителей судебных решений в части денежных взысканий стал постепенно падать. Связано это, в первую очередь, с изменениями характера и содержания назначаемых наказаний. Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних.  Тенденция сохранялась до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции.

            К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов.           

Судебные приставы получали содержание по штату в размере, которое было определено штатным расписанием. Однако помимо этого, Учреждением Судебных Установлений предполагалось назначение сверх означенных сумм дополнительного денежного вознаграждения, исходя из собранных судебными приставами сумм при исполнении ими своих обязанностей по особой таксе, которая распределялась Судебными палатами.

В 1782 году была реформирована городская полиция. К ее ведению отошло исполнение функций урядников (приставов): «В каждой части города определяется частный пристав. Частный пристав имеет попечение об исполнении изданных узаконений». В 1786 году урядников разделили на полицейских приставов, исполняющих решения судов, и становых приставов-охранников. После учреждения Министерств исполнительную полицию (полицейских приставов) отнесли к Министерству полиции (Главное управление исполнительной полиции), становых: приставов - к Министерству юстиции.

О суровости и жестокости исполнительного производства на Руси, о роли в нем пристава можно судить и по свидетельствам иностранных очевидцев. Английский посол Г. Флетчер, который был направлен королевой Елизаветой I в Россию в 1788-1789 годах, свидетельствовал: «Судебные решения в Московии приводятся в исполнение приставами - низшими служащими суда, отличающимися своей жестокостью и безжалостностью. Если после года нахождения на правеже должник не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сразу же, чтобы собрать необходимую сумму для уплаты долга». То есть, принудительные меры в основном были направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга.

В конце XVII века эти должности были упразднены, и практически единственным органом расследования по делам принудительного исполнения стала общая полиция.  Начало века совпало с царствованием Александра. Этот период в истории России связывают с реформой высших и центральных органов государственной власти. Одно из главных отличий заключалось в том, что в основу дореформенного порядка был положен следственный принцип, в силу которого по делам этой категории полицией производилось дознание и исполнение производилось даже в отсутствие просьбы кредитора. Однако к началу работ по подготовке судебной реформы 1864 года стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом  поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.

Документы судебной реформы 1864 года - Учреждение судебных установлений и Устав гражданского судопроизводства возвращают институт судебных приставов в российскую правовую систему.

            Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем 12-18 приставов на губернию. Это объяснялось тем, что наряду с судебными приставами  приговоры в части денежных взысканий, а также решений судов по вознаграждению участников процесса за вред или убытки возлагались на волостных и сельских начальников, а также местные полицейские чины.         Подбор кандидатов на должность судебного приставов осуществлялась преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы - дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров, купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого-десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (позднее эти печати стали именными), три прошнурованные книги: учета входящей и исходящей корреспонденции, денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы судебный пристав проходил испытательный срок и именовался «исполняющим должность». По истечение испытательного срока судебный пристав утверждался в должности. Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены  неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу. В соответствии с действующим тогда законом пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год шестьсот рублей.

20 ноября Александр II утвердил среди прочих закон «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу».

Именно благодаря судебной реформе Александра II (1864 год) был создан институт судебных приставов, который практически неизменным просуществовал до прихода большевиков к власти и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров 24 ноября 1917 года. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечиваются вначале Красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей.

                   На протяжении последующих 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

                   С распадом Союза ситуация фактически не изменилась. Новый закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, и оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессных действий.

                   Смена политического режима в 90-х годах, развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

                   Логическим итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», вступивших в силу 6 ноября 1997 года.

                   В этот же период в Службе судебных приставов появляется и новое направление деятельности – дознание. Также в этот период в составе Управлений территориальных органов появляются отделы розыска, что дало право проводить розыскные мероприятия в отношении имущества должников.

                   В результате административной реформы 2004 года были реорганизованы органы Министерства юстиции Российской Федерации и образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

                   9 марта 2004 года, согласно Указа Президента России, Служба судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области была реорганизована в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

                   21 декабря 2004 года УФССП России по Ульяновской области обрело статус самостоятельного юридического лица, а с 1 января 2005 года Управление службы судебных приставов стало самостоятельным подразделением в составе ФССП России.  

                   8 сентября 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ о назначении Дня судебного пристава, который теперь отмечается 1 ноября.

                   В настоящее время служба судебных приставов входит в единую систему Минюста РФ, и представляет собой  организованное и структурированное ведомство, предназначенное для обеспечения исполнительного производства, с определенным штатом сотрудников и подразделениями, охватывающими все субъекты РФ. Таким образом, судебный пристав сегодня - это часть единой системы исполнительного производства (в отличие от прошлых веков, где судебный пристав выступал лишь как отдельное должностное лицо).

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 03:16 / 03 апреля 2016 17:46

Печать