Обзоры письменных обращений

  Аналитическая справка по работе с обращениями граждан, представителей организаций, жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства
за 6 месяцев 2019 года


Организация работы
с обращениями граждан, представителей организаций

За 6 месяцев 2019 года количество обращений граждан и представителей организаций, принятых к рассмотрению Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - Управление) и его структурными подразделениями, составило 4 542, из них поступило 287 обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций (АППГ — 2 812, в том числе — 538 обращений по вопросу деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций), в аппарате Управления принято к рассмотрению 1 219 обращений, в структурных подразделениях Управления — 3 323 (АППГ —                  1 061 и 1 751 соответственно). Таким образом, процент увеличения количества обращений, принятых к рассмотрению в отчетном периоде, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 61,5 %.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ввиду изменения формы статистической отчетности, в составе общего количества принятых за 6 месяцев 2019 года обращений (4 542) учитывается количество обращений на начало отчетного периода — 321, а также количество обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций.
При таких обстоятельствах, процент увеличения количества принятых к рассмотрению обращений, без учета остатка обращений на начало отчетного периода и количества обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций — 3 934, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2 812), составляет 39,9 %.
    Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 4 542 к количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 659 845, составило: 1 обращение на 145 исполнительных производств (без учета остатка обращений на начало отчетного периода                        и количества обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций — 1 обращение на 168 исполнительных производств). За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 222 исполнительных производства (за 6 месяцев 2018 года на исполнении находилось 624 650 исполнительных производств).
Анализ тематики обращений граждан и представителей организаций, поступивших в Управление и структурные подразделения за 6 месяцев 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории исполнительных производств:
по взысканию денежных средств – 1 642 (АППГ – 980);
о взыскании алиментов – 315 (АППГ - 371);
по жилищным спорам – 64 (АППГ - 97);
по трудовым спорам – 14 (АППГ - 29);
иным вопросам — 2 091 (АППГ — 1 301).
В отчетном периоде наибольшее количество обращений принято от заявителей граждан и представителей юридических лиц (взыскателей) — 3 296 (АППГ — 1 966), органов прокуратуры - 313 (АППГ - 390), ЦА ФССП России - 221 (АППГ - 174).
По итогам 6 месяцев 2019 года увеличилось на 1,2 % количество принятых к рассмотрению обращений, поступивших от должников в рамках исполнительных производств, по вопросам правомерности применения мер принудительного исполнения (обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, взыскания исполнительского сбора, запрета регистрационных действий в отношении зарегистрированного имущества) — с 600 за 6 месяцев 2018 года до 607 за 6 месяцев текущего года.
Из общего количества обращений 59,7 % (2 713) составляют обращения граждан территориально проживающих в иных регионах, у которых отсутствует возможность использования права на получение необходимой информации в рамках личного приема. При направлении ответов по указанной категории заявителей в обязательном порядке разъясняется возможность оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
Проведены мероприятия по отзыву 123 обращений (АППГ – 205).
За 6 месяцев 2019 года в Управлении и отделах судебных приставов Управления принято к рассмотрению 315 обращений, касающихся вопроса взыскания алиментных платежей (АППГ — 371), процент снижения количества обращений, указанной категории, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил  15,1 %.
    Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 315 к количеству исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 11 501, составило: 1 обращение на 37 исполнительных производств. За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 33 исполнительных производства (за 6 месяцев 2018 года на исполнении находилось 12 143 исполнительных производства о взыскании алиментных платежей).
    Рассмотрение обращений указанной категории в аппарате Управления осуществляется во взаимодействии с отделом организации дознания с целью проверки возможности применения к должникам административного и  уголовно-правового воздействия.
Основными причинами обращения заявителей является непринятие (по мнению заявителей) судебными приставами-исполнителями полного комплекса мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, направленных на исполнение судебных решений: по проведению розыскных мероприятий при отсутствии информации о местонахождении должника;  исчерпывающего комплекса мер принудительного исполнения в отношении должников в рамках исполнительных производств (в том числе по привлечению к административной и уголовной ответственности); по проверке бухгалтерии организации на предмет удержания алиментных платежей из заработной платы должников; нахождение заявителей на территории иных регионов Российской Федерации.
С целью исключения предъявления обращений, учитывая социальную значимость данной категории взыскания, организовано проведение мероприятий:
выезды в структурные подразделения с целью проверки исполнительных производств о взыскании алиментов на предмет своевременности направления запросов в регистрирующие и контролирующие органы, применения к должникам мер административного и уголовного воздействия, составления актов выхода с целью проверки имущественного положения должников, контроля своевременности проведения проверок бухгалтерий, проведения расчета задолженности;
    Управлением с Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области заключено соглашение «О сотрудничестве Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области».
    Управлением с Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласован график проверки деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по взысканию и получению их воспитанниками алиментов. В целях организации работы и осуществления контроля по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей судебными приставами-исполнителями, специалистом Управления совместно с представителями Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласно графика 19.02.2019, 12.03.2019, 29.04.2019, 14.05.2019, 27.06.2019 проведены проверки ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья им. А. Матросова», ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко»;
    популяризация сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов в рамках исполнительного производства с целью ознакомления с его материалами.
Основными причинами направления обращений гражданами и представителями юридических лиц являются:
непринятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (по мнению заявителей), длительное неисполнение решение суда, а также отсутствие контроля начальников отделов - старших судебных приставов за деятельностью вверенных подразделений (доводы по итогам рассмотрения 31 обращения, или 0,8 % от общего количества рассмотренных по существу обращений и в рамках которых даны разъяснения в соответствии с изложенными доводами, нашли подтверждение, за АППГ — 17 обращений, или 0,7 %);
отсутствие у заявителей информации о ходе исполнительного производства и, как следствие, поступление жалобы о предполагаемом «затягивании» исполнения решения суда;
активизация принятия судебными приставами-исполнителями в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения в форме обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете, ограничения права выезда должников за пределы Российской Федерации, запрета регистрационных действий в отношении имущества.
Кроме того, необходимо отметить увеличение по итогам 6 месяцев 2019 года в 190 раз количества принятых к рассмотрению обращений, поступивших в форме электронных документов — с 15 до 2 849.
Меры, направленные на снижение количества поступающих обращений:
оперативное представление информации по исполнительным производствам (в том числе популяризацией сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства);
с целью повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов, предоставлении сторонам исполнительного производства оперативной информации, обеспечения качественного взаимодействия с иными гражданами и представителями организаций в Управлении и его структурных подразделениях, предотвращения поступления письменных обращений обеспечена постоянная работа выделенных телефонных номеров, степень доступности составила 99 %. С целью повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений Управлением  с гражданами и представителями организаций посредством телефонной связи работниками Управления в деятельности используется «Памятка сотруднику call-центра», которая содержит правила приема звонков, характеристики речи во время разговора и «Перечень ответов на наиболее  часто задаваемые вопросы»;
до структурных подразделений Управления доводится информация о количестве поступивших обращений, указывается на неукоснительное соблюдение сроков рассмотрения, необходимость контроля за качеством рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, принятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер в рамках исполнительного производства в сроки рассмотрения обращений;
личный прием граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. В тоже время личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема. За 6 месяцев 2019 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 2 025 граждан, из них 154 - в Управлении и 1 871 - в структурных подразделениях Управления (АППГ - принято 924 гражданина, в том числе 182 и 742 соответственно). Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 119,2 %.
Руководством аппарата Управления осуществляются выездные приемы,                            а также совместные приемы с иными органами государственной власти. За 6 месяцев 2019 года осуществлен 31 выездной прием граждан, 6 из которых проведены на территории населенных пунктов, где отсутствуют структурные подразделения Управления.
Также составлены графики выездных приемов начальниками отделов – старшими судебными приставами в населенных пунктах, где отсутствуют структурные подразделения (на территорию которых распространяются полномочия вверенных им структурных подразделений), которые будут осуществляться ежемесячно на территориях зданий администраций населенных пунктов. За 6 месяцев 2019 года осуществлено 36 выездных приемов граждан начальниками отделов – старшими судебными приставами в населенные пункты, где отсутствуют структурные подразделения Управления.
Графики размещены на информационных стендах структурных подразделений и официальном интернет-сайте Управления, а также в зданиях администраций районов области.
В отчетном периоде Управление активно взаимодействовало с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области - осуществлялись совместные приемы и выезды в районы Ульяновской области.
В отчетном периоде организованы и проведены: Дни бесплатной юридической помощи (15.03.2019 и 22.03.2019 — принято 25 граждан, 31.05.2019 — 45 граждан), Дни единого приема граждан — 28.03.2019 (принято 337 граждан), 27.06.2019 — 291 гражданин. Дни единого приема граждан проводился с участием Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, членов Общественного совета при  Управлении.


Организация работы по рассмотрению жалоб,
поданных в порядке подчиненности

По итогам 6 месяцев 2019 года отмечается увеличение количества принятых в Управлении, отделах судебных приставов Управления административных жалоб на 122,8 % (с 1 323 до 2 947), а также увеличение на                    120,8 % количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (с 1 384 до 3 056).
Наибольшее количество административных жалоб поступило по вопросу взыскания денежных средств — 2 619 (АППГ — 1 050), количество административных жалоб по вопросу взыскания алиментов увеличилось на       56,9 % — с 58 (за 6 месяцев 2018 года) до 91 (за 6 месяцев 2019 года).
Количество жалоб, признанных обоснованными, составляет по итогам отчетного периода 211 (15,4 % от общего количества рассмотренных административных жалоб (1 367), АППГ — 117, или 14,4 %, рассмотрено  813 жалоб). Кроме того, отмечается увеличение количества жалоб,                                    в удовлетворении которых отказано по итогам рассмотрения, на 436,1 % (со 169 до 906).
Количество жалоб, поданных руководителю Управления, увеличилось с 290 до 827 (за 6 месяцев 2019 года), или на 185,2 %, находящихся на рассмотрении в структурных подразделениях Управления — на 103,7 %                  (с 1 094 до 2 229).
С целью предотвращения массового поступления жалоб, поданных в порядке подчиненности, от представителей кредитных организаций и иных юридических лиц, в структурных подразделениях Управления определены ответственные лица по взаимодействию с ООО «Право», ООО «Коллекторское агентство Фабула», ООО «Центр-Профи», АО «ОТП Банк», ООО «СААБ».
В марте 2019 года в Управлении проведена рабочая встреча с представителем Ульяновского Отделения № 8588 г. Ульяновска                               ПАО «Сбербанк России» и начальниками структурных подразделений Управления, определены пути взаимодействия. Также получено согласие от представителей ООО КБ «Ренессанс Кредит» (в ходе телефонных переговоров), Ульяновского отделения АО «Россельхозбанк» (в ходе рабочей встрече в марте 2019 года) о взаимодействии, определены ответственные лица.
По итогам 6 месяцев 2019 года количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, отозванных заявителями увеличилось на 76 % - с 312 до                549.
Предупредить поступление жалоб взыскателей по значительному количеству исполнительных производств позволит система контроля, которая включает:
качественное и своевременное принятие процессуального решения по                        результатам рассмотрения заявлений (ходатайств), а также своевременное направление процессуального решения в адрес заявителя;
проверку исполнительных производств, проведение учебных занятий                       со старшими судебными приставами и их заместителями по вопросам рассмотрения административных жалоб, тщательный разбор имеющихся недостатков;
контроль старшими судебными приставами сроков рассмотрения заявлений граждан и представителей юридических лиц, оперативное представление судебными приставами-исполнителями информации по исполнительным производствам, в том числе посредством сервисов интернет-сайта Управления.
Исходя из вышеуказанных данных следует, что количество обращений граждан (представителей юридических лиц), административных жалоб, принятых к рассмотрению в совокупности за 6 месяцев 2019 года, без учета остатка обращений на начало отчетного периода и количества обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций, увеличилось на 66,4 % (с 4 135 до 6 881).


Организация работы
с обращениями по направлению осуществления полномочий ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности

    В целях осуществления полномочий ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности за 6 месяцев 2019 года проведен комплекс мероприятий, направленных на эффективную реализацию требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон         «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ).
За 6 месяцев 2019 года по направлению ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, поступило 287 обращений от физических лиц на нарушение Федерального закона № 230-ФЗ (АППГ - 538, - 46,7 %), из которых:
принято к рассмотрению - 185 обращений (АППГ - 451, - 58,9 %);
направлено в другие территориальные органы ФССП России - 102 обращения (АППГ - 87, +17,2 %).
В отчетном периоде 2019 года рассмотрено, в том числе перешедших                                 с 2018 года, 213 обращений (АППГ - 420, - 49,3 %).
Принятые к рассмотрению обращения распределились следующим образом:
89 обращений (АППГ - 256, - 65,2 %) от граждан на деятельность юридических лиц включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в том числе: 8 обращений в отношении ООО «Финпротект», зарегистрированного на территории Ульяновской области;
124 обращения (АППГ - 195, - 36,4 %) от граждан на кредитные организации, микрофинансовые, микрокредитные организации и иные юридические лица не включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
    Из вышестоящих и контролирующих органов в Отдел Управления поступило всего 69 обращений (АППГ - 81, - 14,8 %), в том числе из:
из органов прокуратуры – 48 обращений (АППГ - 35, + 37,1 %);
ФССП России - 21 обращение (АППГ - 46, - 54,4 %), в том числе из Администрации Президента РФ - 1 обращение (АППГ - 12).
    Кроме того, из иных органов исполнительной власти и от граждан поступило 114 обращений (АППГ - 370, - 69,2 %):
из территориальных органов ФССП России - 14 обращений                           (АППГ - 202, - 93 %);
из Отделений Центрального банка РФ - 21 обращение (АППГ -                             82, - 74,4 %);
личные обращения заявителей - 33 обращения (АППГ - 61, - 46 %);
их иных органов - 46 обращений (АППГ - 25, + 84 %).
Анализ тематики обращений граждан, поступивших в Управление                            за первое полугодие 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории:
41 обращение (АППГ - 106, - 61,3 %) на нарушения, связанные с осуществлением взаимодействия с должником, а именно телефонные звонки сверх установленного лимита, установленного Федеральным законом                          № 230-ФЗ;
20 обращений (АППГ - 123, - 83,7 %) на некорректное поведение работников юридических лиц при осуществлении взаимодействия;
2 обращения (АППГ - 24, - 91,7 %), связанные с осуществлением взаимодействия с должником при наличии заявления об отказе от взаимодействия;
33 обращения (АППГ - 70, - 52,9 %), на поступления угроз причинения вреда должнику или иным лицом;
40 обращений (АППГ - 44, -9,1 %), связанные с осуществлением взаимодействия с третьим лицом (не должник);
49 обращений (АППГ - 84, - 41,7 %) на несогласие произведенных расчетов задолженности и начисленных процентов, штрафов и пеней за неисполнение договорных обязательств и иные вопросы.
Следует отметить, что при рассмотрении обращений продолжают возникать проблемные вопросы, связанные с соблюдением сроков и качеством предоставляемой в Управление информации. При этом подобные нарушения допускают не только микредитные (микрофинансовые) компании (ООО МКК «Финансовый компас», ООО МКК «ЦентрГарант СПБ»), но и организации, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (ООО «ПКБ», ООО «НСВ», ООО «Сириус-Трейд»).
Кроме того, имеют место случаи, когда сами заявители игнорируют запросы Управления о предоставлении дополнительной информации по обращениям, инициаторами которых они являются.
Анализ причин поступления в Управление обращений показал, что основной причиной является низкий уровень финансовой и юридической грамотности населения, отсутствие дополнительных полномочий ФССП России по контролю за деятельностью по взысканию просроченной задолженности, а также высокая закредитованность граждан в различных микрофинансовых и микрокредитных организациях и компаниях.
В процессе осуществления контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, в отчетном периоде Управлением установлены факты нарушения административного законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в связи с чем принимались меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.
За 6 месяцев 2019 года в Управлении возбуждено 32 дела об административных правонарушениях (АППГ - 27, +18,5 %), за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу деятельности по возврату просроченной задолженности.
В целях реализации административных полномочий Управлением возбуждено 10 дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования в отношении ООО МКК «Финансовый компас», ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург», ООО МФК «Рево Технологии», ООО «Национальная служба взыскания» и физического лица. По результатам проведения административного расследования составлено 13 протоколов по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО МКК «Финансовый компас», ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург» и ООО МФК «Мани Мен».
    С целью повышения эффективности взаимодействия с юридическими лицами, осуществляющими на территории Ульяновской области деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, 26.03.2019 проведена рабочая встреча с представителями общества с ограниченной ответственностью «Финпротект» и непубличного акционерного общества «Первое коллекторское бюро» на которой обсуждены проблемные вопросы, возникающие в ходе рассмотрения обращений граждан, даны рекомендации по проведению мероприятий, направленных на профилактику совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрены КоАП РФ.
Таким образом, за январь-июнь 2019 года значения дополнительных показателей эффективности деятельности Управления, установленные в сфере возврата просроченной задолженности, составили:
«Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных с назначением административного наказания в рамках контрольно-надзорной деятельности (по ст.ст. 14.57 КоАП РФ, за исключением административных дел в отношении кредитных организаций) — 85 %, при прогнозном значении ФССП России — 90 % (АППГ- 92,3 %);
«Эффективность рассмотрения обращений о нарушении требований законодательства по возврату просроченной задолженности» - 0 %, при прогнозном значении ФССП России — 5 % (АППГ - не определялся).
Нарушений законности при осуществлении Управлением полномочий по ведению государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности,  в том числе при рассмотрении обращений граждан, не допущено.

Отдел документационного обеспечения
и работы с обращениями граждан

 

Время создания/изменения документа: 11 декабря 2017 12:55 / 12 сентября 2019 08:10

Версия для печати