Обзоры письменных обращений

Аналитическая справка по работе с обращениями граждан, представителей организаций, жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства, организации личного приема

в I полугодии 2017 года

 


       В I полугодии 2017 года количество обращений граждан и представителей организаций, принятых к рассмотрению Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее — Управление) и его структурными подразделениями, составило 2 311 (в I полугодии 2016 года — 2594). В аппарате Управления принято к рассмотрению 1 095 обращений, в структурных подразделениях Управления — 1 216 (за аналогичный период прошлого года — 1 039 и 1 555 соответственно).
      Таким образом, по итогам работы за 6 месяцев 2017 года отмечено снижение количества принятых к рассмотрению обращений граждан (представителей юридических лиц) на 10,9 % в сравнении с 6 месяцами 2016 года.
       При этом в Управлении принято к рассмотрению 298 обращений граждан, или               12,9 % от общего количества принятых к рассмотрению обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций, что дает соответствующее увеличение, в связи с чем, процент снижения количества обращений составил бы 22,9 %.
        Анализ тематики обращений граждан и представителей организаций, поступивших в Управление и структурные подразделения за 6 месяцев 2017 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории исполнительных производств:
  - по взысканию денежных средств – 1 075 (за аналогичный период 2016 года – 1 401);


  -о взыскании алиментов – 229  (АППГ — 360). По  итогам 6 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество обращений указанной категории уменьшилось на 36,4  %.


  - по жилищным спорам – 86 (АППГ — 20). При этом 16 обращений данной    категории поступило из ЦА ФССП России.


  -  по трудовым спорам – 6 (АППГ — 19);


  - о взыскании денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях — 120 (АППГ — 0);


  - иным вопросам — 787 (АППГ — 794) (в том числе по вопросу непринятия в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения, отмены запрета регистрационных действий в отношении транспортных средств (22 обращения).


           В отчетном периоде наибольшее количество обращений принято от заявителей (граждан и представителей юридических лиц — 1 325 (АППГ — 1 894), органов прокуратуры — 308 (АППГ — 325), ЦА ФССП России — 167 (АППГ — 154). Активность граждан и представителей организаций по направлению обращений в вышестоящие инстанции (в том числе Управление) свидетельствует о неудовлетворенности заявителей результатами принимаемых мер в рамках исполнительных производств со стороны  структурных подразделений Управления.
          Вместе с тем, статистика показала увеличение на 18,7 %  количества принятых к рассмотрению обращений, поступивших от должников в рамках исполнительных производств, по вопросам правомерности применения мер принудительного исполнения.
          В соответствии с вышеизложенным, основными причинами направления гражданами (представителями юридических ли) обращений являются:
         - непринятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (по мнению заявителей), длительное неисполнение решение суда, а также отсутствие контроля начальников отделов — старших судебных приставов за деятельностью вверенных подразделений (доводы по итогам рассмотрения 26 обращений, или 2,9 % от общего количества рассмотренных обращений, нашли подтверждение, за аналогичный период прошлого года — 72 обращения);
        - отсутствие у заявителей информации о ходе исполнительного производства и, как следствие, поступление жалобы о предполагаемом «затягивании» исполнения решения суда;
        - активизация принятия судебными приставами-исполнителями в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения в форме обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете.
    
    Меры, направленные на снижение количества поступающих обращений:
             -  с целью сокращения поступления обращений, направляемых в массовом порядке кредитными и микрофинансовыми организациями, отделом документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления организовано взаимодействие с представителями ООО «Центр экспертизы и оценки», ЗАО «Специализированное агентство аналитики и безопасности»,  ОАО «Россельхозбанк», ООО «Сетелем Банк»,  АНО «НИИ Судебной экспертизы», АО «ОТП Банк», ООО «Коллекторское агентство Фабула».
               - с целью повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов, предоставлении сторонам исполнительного производства оперативной информации, обеспечения качественного взаимодействия с иными гражданами и представителями организаций в Управлении и его структурных подразделениях, предотвращения поступления письменных обращений обеспечена постоянная работа выделенных телефонных номеров. В течение 6 месяцев 2017 года от граждан   и представителей организаций в структурные подразделения Управления поступило 32 202 телефонных звонка, что на 60,8 % больше чем за аналогичный период 2016 года (20 024). Наибольшее количество поступивших звонков касалось вопросов консультативного характера по предъявлению исполнительных документов, уточнению телефонных номеров структурных подразделений Управления и судебных приставов-исполнителей, порядка выдачи справок по алиментам, порядка наложения ареста на расчетные счета, ограничения выезда должников за пределы Российской Федерации. В  аппарат Управления на выделенный телефонный номер для информирования граждан и представителей организаций поступило 615 телефонных звонков, что на  68 % больше, чем за аналогичный период 2016 года (366).
             - до начальников отделов судебных приставов Управления отделом документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления доводится информация о количестве поступивших обращений, указывается на неукоснительное соблюдение сроков рассмотрения, необходимость контроля за качеством рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, принятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер в рамках исполнительного производства в сроки рассмотрения обращений;
          -  личный приём граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. В тоже время личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема. За 6 месяцев 2017 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 884 гражданина, из них 160 - в Управлении и 724 - в отделах судебных приставов Управления. За аналогичный период 2016 года принято 553 гражданина, в том числе 120 и 433 соответственно. Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 59,9 %.
            

Организация работы по рассмотрению жалоб,
поданных в порядке подчиненности

                По итогам 6 месяцев 2017 года отмечается увеличение количества принятых в Управлении, отделах судебных приставов Управления административных жалоб  на 88,4 % (с 758 до 1 428), а также увеличение на 83,3 % количества жалоб, поданных   в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (801 до 1468).
              Вместе с тем, количество жалоб, признанных обоснованными, составляет по итогам 6 месяцев 2017 года 263 (17,9 % от общего количества рассмотренных административных жалоб) (за аналогичный период прошлого года — 23,6 %), наблюдается снижение.
            Необходимо отметить также увеличение количества административных жалоб, поступивших от должников, на 44,1 % (со 136 до 196) по обжалованию действий, направленных на принудительное взыскание в рамках исполнительных производств.
            Кроме того, увеличилось количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по жилищным спорам (с 0 до 11), взыскании денежных средств (с 528 до 1 370). Однако, количество административных жалоб, по вопросу взыскания алиментов снизилось на 9,6 %.
            Количество жалоб, поданных главному судебному приставу УФССП России по Ульяновской области, увеличилось со 147 (6 месяцев 2016) до 275 (6 месяцев 2017 года), или на 87 %.
           Из них значительное количество жалоб поступило от ООО «Коллекторское агентство Фабула» об обжаловании бездействия начальников отделов судебных приставов Управления ввиду отсутствия контроля за деятельностью должностных лиц Отдела. С целью предотвращения поступления жалоб от указанного заявителя в марте 2017 года отделом документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления с участием отделов аппарата Управления, отделов судебных приставов Управления проведена рабочая встреча с представителями ООО «Фабула». Определены ответственные лица по взаимодействию, комплекс мероприятий с целью предотвращения поступления административных жалоб от указанной организации.
           Таким образом, увеличение количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, отчасти обусловлено более короткими сроками рассмотрения данной категории заявлений по сравнению с обращениями, возможностью обжалования в порядке главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», низким уровнем контроля начальников отделов — старших судебных приставов за качеством и сроками вынесения процессуальных решений по результатам рассмотрения заявлений граждан и представителей организаций, непринятием и (или) несвоевременным принятием мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, осуществлением ненадлежащего контроля за  исполнением решений судов   начальниками отделов — старшими судебными приставами.

    Причины признания жалоб обоснованными:
  - отсутствие надлежащей правовой оценки действиям (бездействию) должностных лиц структурных подразделений Управления, что влечет отмену постановлений начальников отделов — старших судебных приставов;
  - недостаточный контроль со стороны начальников отделов — старших судебных приставов за исполнением вынесенных ими постановлений, в которых определены меры по устранению судебными приставами-исполнителями выявленных нарушений.  
Предупредить поступление жалоб взыскателей по значительному количеству исполнительных производств позволит система контроля, которая включает:
  - качественное и своевременное принятие процессуального решения по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств), а также своевременное направление  процессуального решения в адрес заявителя;
  - проверку исполнительных производств, проведение учебных занятий со старшими приставами и их заместителями по вопросам рассмотрения  административных жалоб, тщательный разбор имеющихся недостатков;
  - контроль старших судебных приставов структурных подразделений  за сроками рассмотрения заявлений граждан и представителей юридических лиц, оперативным представлении судебныем информации по исполнительным производствам (в том числе популяризацией сервисов «банк данных исполнительных производств», «интернет-приемная», «личный кабинет стороны исполнительного производства».
    Специалистами отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления также осуществляются выезды в структурные подразделения  Управления с целью оказания практической и методической помощи при классификации, регистрации и последущем рассмотрении жалоб, поданных в порядке подчиненности.
    Однако, исходя из вышеуказанных данных следует, что в сравнении с I полугодием 2016 года количество обращений граждан (представителей юридических лиц), административных жалоб, принятых к рассмотрению за 6 месяцев 2017 года, увеличилось незначительно — на 11,5 % (с 3 352 до 3 739).
    Необходимо также отметить положительную динамику по снижению, в сравнении с I кварталом 2017 года (процент увеличения составил 102), количества жалоб, поданных в порядке подчиненности. Так, по итогам 6 месяцев 2017 года указанный показатель составил 83,3 % (февраль 2017 года — увеличение на 0,98 %, март 2017 года — снижение на 0,93 %, апрель 2017 года — снижение на   1,42 %, май 2017 года — снижение на 2,05 %, июнь 2017 года — снижение на 3,1 %).


Организация личного приема
        
         В I полугодии 2017 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 884 гражданина, из них 160 - в Управлении и 724 - в отделах судебных приставов Управления. За аналогичный период 2016 года принято 553 гражданина, в том числе 120 и 433 соответственно. Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 59,9 %.
        За 6 месяцев 2017 года руководителем Управления принят 71 гражданин,
за 6 месяцев 2016 года – 42 гражданина.
        Личный приём граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. В тоже время личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема.
         Работа по организации личного приема граждан и представителей организаций в Управлении находится на личном контроле руководителя Управления – главного судебного пристава Ульяновской области.
         Руководством аппарата Управления осуществляются выездные приемы, а также совместные приемы с иными органами государственной власти. Проведение выездных приемов в Управлении организовано в соответствии с полугодовыми графиками выездов руководящего состава Управления в отделы судебных приставов области для личного приема граждан и представителей организаций, которые утверждаются руководителем Управления.
         Руководителем Управления также осуществляется личный прием граждан и представителей организаций в приемной Президента Российской Федерации (приемная главного федерального инспектора), за отчетный период принято  3 гражданина.            
        В отчетном периоде Управление активно взаимодействовало с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области. Осуществлялись совместные приемы и выезды в районы Ульяновской области.
    Информация о проведении выездных, тематических приемах граждан заблаговременно размещается в средствах массовой информации Ульяновской области (газеты, анонсы на телевидении), на Интернет-сайте Управления.
    В отчетном периоде организованы и проведены: Дни бесплатной юридической помощи (24.03.2017 — принято 84 гражданина, 30.06.2017 — 23 гражданина), День Единого приема граждан — 12.04.2017 (принято 68 граждан). День Единого приема граждан проводился с участием Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области Л.А. Крутилиной, для реализации Концепции открытости, принятой ФССП России.
    Таким образом, Управление принимает меры по повышению эффективности работы по рассмотрению обращений, а также по обеспечению конституционных прав граждан и юридических лиц при исполнении судебных решений и актов уполномоченных органов.


Отдел документационного обеспечения
и работы с обращениями граждан Управления

Время создания/изменения документа: 02 июня 2016 11:50 / 09 августа 2017 11:08

Версия для печати