Обзоры письменных обращений

Информационно-аналитическая справка
по работе с обращениями граждан, представителей организаций, жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства, организации личного приема за 9 месяцев 2017 года


Организация работы
с обращениями граждан, представителей организаций

За 9 месяцев 2017 года количество обращений граждан и представителей организаций, принятых к рассмотрению Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - Управление) и его структурными подразделениями, составило 3 713 (АППГ — 3 910). В аппарате Управления принято к рассмотрению 1 767 обращений, в структурных подразделениях Управления — 1 946 (АППГ - 1 779 и 2 131 соответственно).
По итогам работы за 9 месяцев 2017 года, также как и в первом, втором кварталах 2017 года, отмечено снижение количества принятых к рассмотрению обращений граждан (представителей юридических лиц) на 5 % в сравнении с прошлым годом.
При этом в Управлении принято к рассмотрению 435 обращений граждан, или               11,7 %, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций, что дает соответствующее увеличение, в связи с чем, процент снижения количества обращений составил бы 16,7 %.
Анализ тематики обращений граждан и представителей организаций, поступивших в Управление и структурные подразделения за 9 месяцев 2017 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории исполнительных производств:
по взысканию денежных средств – 1 706 (АППГ – 2 210);
о взыскании алиментов – 360 (АППГ - 479, снижение на 25 %);
по жилищным спорам – 119 (АППГ - 28);
по трудовым спорам – 18 (АППГ - 29);
о взыскании денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях - 147 (АППГ - 0);
иным вопросам - 1362 (АППГ — 1 164, в том числе 41 обращение по вопросу непринятия в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения, отмены запрета регистрационных действий в отношении транспортных средств.
В отчетном периоде наибольшее количество обращений принято от заявителей граждан и представителей юридических лиц (взыскателей) — 2 199 (АППГ — 2 962), органов прокуратуры - 490 (АППГ - 506), ЦА ФССП России - 310 (АППГ - 221).
Активность граждан и представителей организаций по направлению обращений в вышестоящие инстанции (в том числе Управление) свидетельствует о неудовлетворенности заявителей результатами принимаемых мер в рамках исполнительных производств со стороны  структурных подразделений Управления.
Вместе с тем, статистика показала увеличение на 35,4 % количества принятых к рассмотрению обращений, поступивших от должников в рамках исполнительных производств, по вопросам правомерности применения мер принудительного исполнения.
Основными причинами направления обращений гражданами и представителями юридических лиц являются:
непринятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (по мнению заявителей), длительное неисполнение решение суда,                    а также отсутствие контроля начальников отделов - старших судебных приставов за деятельностью вверенных подразделений (доводы по итогам рассмотрения 47 обращений, или 1,3 % от общего количества рассмотренных обращений, нашли подтверждение, за АППГ - 86 обращений);
отсутствие у заявителей информации о ходе исполнительного производства и, как следствие, поступление жалобы о предполагаемом «затягивании» исполнения решения суда;
активизация принятия судебными приставами-исполнителями в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения в форме обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете.
Меры, направленные на снижение количества поступающих обращений:
с целью сокращения поступления обращений, направляемых в массовом порядке кредитными и микрофинансовыми организациями, организовано взаимодействие с представителями ООО «Центр экспертизы и оценки»,                         ЗАО «Специализированное агентство аналитики и безопасности»,                                   ОАО «Россельхозбанк», ООО «Сетелем Банк»,  АНО «НИИ Судебной экспертизы», АО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
с целью повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов, предоставлении сторонам исполнительного производства оперативной информации, обеспечения качественного взаимодействия с иными гражданами                    и представителями организаций в Управлении и его структурных подразделениях, предотвращения поступления письменных обращений обеспечена постоянная работа выделенных телефонных номеров;
до структурных подразделений Управления доводится информация о количестве поступивших обращений, указывается на неукоснительное соблюдение сроков рассмотрения, необходимость контроля за качеством рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, принятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер в рамках исполнительного производства в сроки рассмотрения обращений;
личный прием граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. В тоже время личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема.

Организация работы по рассмотрению жалоб,
поданных в порядке подчиненности

По итогам 9 месяцев 2017 года отмечается увеличение количества принятых                в Управлении, отделах судебных приставов Управления административных жалоб                на 58,8 % (с 1 489 до 2 364), а также увеличение на 56,9 % количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (1 532 до 2 404).
Вместе с тем, количество жалоб, признанных обоснованными, составляет по итогам отчетного периода 394 (16,4 % от общего количества рассмотренных административных жалоб, АППГ — 23 %).
Необходимо отметить также увеличение количества административных жалоб, поступивших от должников, на 29,1 % (со 230 до 297) по обжалованию действий, направленных на принудительное взыскание в рамках исполнительных производств.
Кроме того, увеличилось количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по жилищным спорам (с 4 до 15), взыскании денежных средств (с              1 183 до 2 154).
Однако, количество административных жалоб, по вопросу взыскания алиментов снизилось на 26 %.
Количество жалоб, поданных руководителю Управления увеличилось с 275  (9 месяцев 2016 года) до 449 (9 месяцев 2017 года), или на 50,3 %.
С целью предотвращения поступления жалоб от указанного заявителя отделом документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления,                  с участием отделов аппарата Управления, отделов судебных приставов Управления проведена рабочая встреча с представителями ООО «Фабула», определены ответственные лица по взаимодействию, комплекс мероприятий с целью предотвращения поступления административных жалоб от указанной организации. Итогом проведенного мероприятия явился факт снижения количества административных жалоб от указанного заявителя в 3 раза.
Увеличение количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, отчасти обусловлено более короткими сроками рассмотрения данной категории заявлений по сравнению с обращениями, возможностью обжалования в порядке главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», низким уровнем контроля начальников отделов-старших судебных приставов за качеством и сроками вынесения процессуальных решений по результатам рассмотрения заявлений граждан и представителей организаций, непринятием и (или) несвоевременным принятием мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, осуществлением ненадлежащего контроля за  исполнением решений судов начальниками отделов — старшими судебными приставами структурных подразделений Управления.
Причины признания жалоб обоснованными:
отсутствие надлежащей правовой оценки действиям (бездействию) должностных лиц структурных подразделений Управления, что влечет отмену постановлений старших судебных приставов;
недостаточный контроль со стороны старших судебных приставов за исполнением вынесенных ими постановлений, в которых определены меры по устранению судебными приставами-исполнителями выявленных нарушений.  
Предупредить поступление жалоб взыскателей по значительному количеству               исполнительных производств позволит система контроля, которая включает:
качественное и своевременное принятие процессуального решения по                        результатам рассмотрения заявлений (ходатайств), а также своевременное направление процессуального решения в адрес заявителя;
проверку исполнительных производств, проведение учебных занятий                       со старшими судебными приставами и их заместителями по вопросам рассмотрения                              административных жалоб, тщательный разбор имеющихся недостатков;
контроль старшими судебными приставами сроков рассмотрения заявлений граждан и представителей юридических лиц, оперативное представление судебными приставами-исполнителями информации по исполнительным производствам (в том числе популяризацией сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства».
Однако, исходя из вышеуказанных данных следует, что в сравнении с 9 месяцами 2016 года количество обращений граждан (представителей юридических лиц), административных жалоб, принятых к рассмотрению за 9 месяцев 2017 года, увеличилось незначительно — на 12,6 % (с 5 399 до 6 077).

Организация личного приема

За 9 месяцев 2017 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 1 275 гражданина, из них 239 - в Управлении и 1 036 - в структурных подразделениях Управления (АППГ - принято 762 гражданина, в том числе 180 и 582 соответственно). Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 67 %.
С целью мониторинга, анализа общественного мнения о деятельности и эффективности работы Управления, для оценки результатов личного приема в ходе его проведения проводится опрос граждан посредством заполнения соответствующей анкеты. В результате анализа мнений граждан установлено, что заявителей, неудовлетворенных качеством личного приема, не имеется.
Руководством аппарата Управления осуществляются выездные приемы,                            а также совместные приемы с иными органами государственной власти. Проведение выездных приемов в Управлении организовано в соответствии с полугодовыми графиками выездов руководящего состава Управления в структурные подразделения Управления для личного приема граждан и представителей организаций, которые утверждаются руководителем Управления.
В отчетном периоде Управление активно взаимодействовало с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области - осуществлялись совместные приемы и выезды в районы Ульяновской области.
Руководителем Управления также осуществляется личный прием граждан                     и представителей организаций в приемной Президента Российской Федерации (приемная главного федерального инспектора) - принято 3 гражданина.
Информация о проведении выездных, тематических приемах граждан заблаговременно размещается в средствах массовой информации Ульяновской области (газеты, анонсы на телевидении), на Интернет-сайте Управления.
В отчетном периоде организованы и проведены: Дни бесплатной юридической помощи (24.03.2017 — принято 84 гражданина, 30.06.2017 — 23 гражданина, 29.09.2017 — 41 гражданин), Дни Единого приема граждан — 12.04.2017 (принято 68 граждан), 12.07.2017 — 66 граждан. Дни Единого приема граждан проводились                 с участием Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области                        Л.А. Крутилиной.
Управлением организованы мероприятия, направленные на исключение массового предъявления обращений от кредитных и микрофинансовых организаций. Достигнуто взаимодействие с представителями ООО «Центр экспертизы и оценки»,                                 ЗАО «Специализированное агентство аналитики и безопасности», ООО «Сетелем Банк», АНО «НИИ Судебной экспертизы», АО «ОТП Банк», ООО «Коллекторское агентство Фабула», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Для реализации принципов открытости федеральных органов исполнительной           власти в Управлении на региональном уровне организовываются и проводятся                     мероприятия, в реализации которых принимают участие референтные группы.
Привлекая новых участников референтных групп, расширяются возможности по распространению информации о деятельности Управления, в том числе по                   направлению делопроизводства, работы с обращениями граждан и представителей            организаций.
Таким образом, Управление принимает меры по повышению эффективности работы по рассмотрению обращений, обеспечению конституционных прав граждан                               и юридических лиц при исполнении судебных решений и актов уполномоченных органов.

Привлечение должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ

За 9 месяцев 2017 года к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений привлечено 1 должностное лицо структурного подразделения Управления (заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска                      Дашко Н.Н) (за аналогичный период прошлого года — 1). Основанием для привлечения указанного должностного лица к административной ответственности явилось выявление факта нарушения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»  (далее – ФЗ 59) в рамках проверки органов прокуратуры.
В отношении заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Дашко Н.Н. допустившего указанное нарушение законодательства, проведена служебная проверка, объявлено замечание.
Нарушения сроков рассмотрения обращений, поступивших в отчетном периоде 2017 года в аппарат Управления, не имеется, представлений органов прокуратуры не вносилось.
Однако в отчетном периоде органами прокуратуры  вынесено три постановления об административном правонарушении, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, а именно -  ОСП по Железнодорожному району г.Ульяновска и г. Новоульяновску в отношении СПИ Абдрафиевой Г.Р., ОСП по г. Димитровграду в отношении заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Бордиловской Е.Н., ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам в отношении СПИ Норкиной Е.К. Данные постановления обжалованы, производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ в отношении указанных лиц прекращены.
Сроки рассмотрения обращений, по всем трем постановлениям об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ соблюдены (ст. 12 ч. 1 ФЗ 59). Однако, органами прокуратуры предъявлены нарушения ст. 10 ч. 1 (всесторонне рассмотрение) и ч. 4 (ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении) ФЗ 59.
Обращаем внимание, что информация от ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам по привлечению должностного лица к административной ответственности в аппарат Управления не поступала, и была выявлена при проведении сверки с органами прокуратуры. За не уведомление о данном факте в отношении лица, которое исполняло обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам в период привлечению должностного лица к административной ответственности проведена служебная проверка, объявлено замечание.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении  СПИ Норкиной Е.К. ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам  вынесенное мировой судьей судебного участка № 1 по Чердаклинскому району содержало не достоверные сведения о рассматриваемом факте, а также было вынесено датой 23.06.2015. Но, не смотря на это СПИ Норкиной Е.К. не были проведены мероприятия по обжалованию данного постановления, срок обжалования пропущен. После вмешательства аппарата Управления было заявлено ходатайство              о восстановлении пропущенного срока, которое удовлетворили, и в дальнейшем 18.09.2017 дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении Норкиной Е.К. прекращено.
С целью организации надлежащего контроля за исполнением законодательства о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан и представителей организаций в течение 2017 года в Управлении проведены следующие мероприятия:
Организованы и проведены учебно-методические занятия с работниками ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска, ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску, ОСП по г. Димитровграду, ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам, ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам  на тему: «Порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений. Направление ответов заявителям».
В ходе проведения обучения даны разъяснения на все возникшие вопросы, каждому работнику указанных отделов судебных приставов Управления предоставлена Памятка по рассмотрению обращений. По итогам обучения проведен устный опрос.
Зональными кураторами отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления ежедневно осуществляется мониторинг РБД АИС ФССП России по соблюдению сроков рассмотрения обращений, жалоб, ходатайств в структурных подразделениях Управления, с последующим еженедельным докладом курируещему заместителю руководителя.
Ежедневно осуществляются телефонные звонки с 8.00 до 9.00 начальникам отделов структурных подразделений  по соблюдению сроков рассмотрения заявлений ЕПГУ, электронных обращений сроки исполнения которых истекают в течение следующих 5 дней.
Еженедельно осуществляется мониторинг РБД АИС ФССП России на предмет своевременной регистрации электронных обращений, жалоб, заявлений, ходатайств, с последующим докладом курируещему заместителю руководителя (на ситуационном центре добавлена витрина по регистрации).
 Осуществлено 12 выездов в отделы судебных приставов с целью оказания практической и методической помощи по линии рассмотрения обращений граждан.
Проведены выезды во все городские отделы судебных приставов г. Ульяновска с целью проведения обучения должностных лиц по регистрации обращений, жалоб, ходатайств.

 

Время создания документа: 11 декабря 2017 12:55

Версия для печати