Обзоры письменных обращений

 

 

    Аналитическая справка по работе с обращениями граждан, представителей организаций, жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства

за 12 месяцев 2019 года

 

 

Организация работы

с обращениями граждан, представителей организаций

 

За 12 месяцев 2019 года количество обращений граждан и представителей организаций, находившихся на рассмотрении в Управлении и его структурных подразделениях, составило 9 831; принятых к рассмотрению без учета остатка на начало отчетного периода — 9 579 (за АППГ принято к рассмотрению                                  6 091 обращение), в аппарате Управления принято к рассмотрению 1 901 обращение, в структурных подразделениях Управления — 7 930 (АППГ —                  1 993 и 4 098 соответственно). Процент увеличения количества обращений, принятых к рассмотрению в отчетном периоде, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 61,4 %; без учета остатка обращений на начало отчетного периода — 9 579, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - 57,3 %.

         Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 9 579 к количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 1 047 660, составило: 1 обращение на 109 исполнительных производств. За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 150 исполнительных производств (за 12 месяцев 2018 года на исполнении находилось 915 633 исполнительных производства).

         Анализ тематики обращений граждан и представителей организаций, поступивших в Управление и структурные подразделения за 12 месяцев 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории исполнительных производств:

по взысканию денежных средств – 3 680 (АППГ – 2 493);

о взыскании алиментов – 621 (АППГ - 683);

по жилищным спорам – 85 (АППГ - 169);

по трудовым спорам – 18 (АППГ - 42);

иным вопросам — 5 068 (АППГ — 2 661).

         В отчетном периоде наибольшее количество обращений принято от заявителей граждан и представителей юридических лиц (взыскателей) — 7 631 (АППГ — 4 247), органов прокуратуры - 583 (АППГ - 751), ЦА ФССП России - 460 (АППГ - 368).

         Вместе с тем, статистика показала увеличение на 11,2 % количества принятых к рассмотрению обращений, поступивших от должников в рамках исполнительных производств, по вопросам правомерности применения мер принудительного исполнения (обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, взыскания исполнительского сбора, запрета регистрационных действий в отношении зарегистрированного имущества).

Необходимо также отметить увеличение количества заявителей, не являющихся стороной исполнительного производства, на 36,9 % (с 580 до 794). При рассмотрении обращений данной категории заявителей, разъясняется возможность подтверждения полномочий стороны исполнительного производства, порядок применения мер принудительного исполнения и их отмены.

         Из общего количества обращений 66,9 % (6 581) составляют обращения граждан, территориально проживающих в иных регионах, у которых отсутствует возможность использования права на получение необходимой информации в рамках личного приема. При направлении ответов по указанной категории заявителей в обязательном порядке разъясняется возможность оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.

         Проведены мероприятия по отзыву 285 обращений (АППГ – 395).

         За 12 месяцев 2019 года в Управлении и отделах судебных приставов Управления принято к рассмотрению 621 обращение, касающееся вопроса взыскания алиментных платежей (АППГ — 683), процент снижения количества обращений указанной категории, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составил  9,1 %.

         Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 621 к количеству исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 15 406, составило: 1 обращение на 25 исполнительных производств. За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 23 исполнительных производства (за 12 месяцев 2018 года на исполнении находилось 15 981 исполнительное производство о взыскании алиментных платежей).

         Рассмотрение обращений, указанной категории в аппарате Управления осуществляется во взаимодействии с отделом организации дознания с целью проверки возможности применения к должникам административного и уголовно-правового воздействия.

         Основными причинами обращения заявителей является непринятие (по мнению заявителей) судебными приставами-исполнителями полного комплекса мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, направленных на исполнение судебных решений: по проведению розыскных мероприятий при отсутствии информации о местонахождении должника;  исчерпывающего комплекса мер принудительного исполнения в отношении должников в рамках исполнительных производств (в том числе по привлечению к административной и уголовной ответственности); по проверке бухгалтерии организации на предмет удержания алиментных платежей из заработной платы должников; нахождение заявителей на территории иных регионов Российской Федерации.

         С целью исключения предъявления обращений, учитывая социальную значимость данной категории взыскания, организовано проведение мероприятий:

         выезды в структурные подразделения с целью проверки исполнительных производств о взыскании алиментов на предмет своевременности направления запросов в регистрирующие и контролирующие органы, составления актов выхода с целью проверки имущественного положения должников, контроля своевременности проведения проверок бухгалтерий, проведения расчета задолженности;

         Управлением с Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области заключено соглашение «О сотрудничестве Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области».

         Управлением с Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласован график проверки деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по взысканию и получению их воспитанниками алиментов. В целях организации работы и осуществления контроля по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей судебными приставами-исполнителями, специалистом Управления совместно с представителями Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласно графика 19.02.2019, 12.03.2019, 29.04.2019, 14.05.2019, 27.06.2019, 30.07.2019, 16.08.2019, 27.09.2019 проведены проверки ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья им. А. Матросова», ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко»;

         популяризация сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов в рамках исполнительного производства с целью ознакомления с его материалами.

         Основными причинами направления обращений гражданами и представителями юридических лиц являются:

       непринятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (по мнению заявителей), длительное неисполнение решение суда, а также отсутствие контроля начальников отделов - старших судебных приставов за деятельностью вверенных подразделений (доводы по итогам рассмотрения 49 обращений нашли подтверждение, за АППГ — 39 обращений);

     отсутствие у заявителей информации о ходе исполнительного производства и, как следствие, поступление жалобы о предполагаемом «затягивании» исполнения решения суда;

   активизация принятия судебными приставами-исполнителями в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения в форме обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете, ограничения права выезда должников за пределы Российской Федерации, запрета регистрационных действий в отношении имущества.

         Кроме того, необходимо отметить увеличение по итогам 2019 года в 127 раз количество принятых к рассмотрению обращений, поступивших в форме электронных документов — с 44 до  5 595.

         Меры, направленные на снижение количества поступающих обращений:

         оперативное представление информации по исполнительным производствам (в том числе популяризацией сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства);

         с целью повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов, предоставлении сторонам исполнительного производства оперативной информации, обеспечения качественного взаимодействия с иными гражданами и представителями организаций в Управлении и его структурных подразделениях, предотвращения поступления письменных обращений обеспечена постоянная работа выделенных телефонных номеров, степень доступности составила 99 %. С целью повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений Управлением с гражданами и представителями организаций посредством телефонной связи работниками Управления в деятельности используется «Памятка сотруднику call-центра», которая содержит правила приема звонков, характеристики речи во время разговора и «Перечень ответов на наиболее часто задаваемые вопросы»;

         до структурных подразделений Управления доводится информация о количестве поступивших обращений, указывается на неукоснительное соблюдение сроков рассмотрения, необходимость контроля за качеством рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, принятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер в рамках исполнительного производства в сроки рассмотрения обращений. Проведены обучения должностных лиц отделов судебных приставов Управления по темам: «Сроки рассмотрения документов в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682», «Использование функциональных возможностей АИС ФССП России по линии рассмотрения обращений, жалоб, ходатайств. Осуществление контроля сроков», «Порядок регистрации и рассмотрения обращений, жалоб, поданных в порядке подчиненности»;

         личный прием граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. Личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема. За 12 месяцев 2019 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 4 205 граждан, из них 325 - в Управлении и 3 880 - в структурных подразделениях Управления (за АППГ — принято 2 114 граждан, в том числе 368 и 1 746 соответственно). Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 98,9 %.

         Управлением утвержден график выездов руководящего состава Управления для личного приема граждан и представителей организаций. За 4 квартал 2019 года руководством Управления осуществлено 15 выездных приемов граждан, 4 из которых проведены на территории населенных пунктов, где отсутствуют структурные подразделения Управления.

         Также составлялись графики выездных приемов начальниками отделов – старшими судебными приставами в населенных пунктах, где отсутствуют структурные подразделения (на территорию которых распространяются полномочия вверенных им структурных подразделений). За 4 квартал 2019 года осуществлено 36 выездных приемов граждан начальниками отделов – старшими судебными приставами в населенные пункты, где отсутствуют структурные подразделения Управления.

         Графики размещались на информационных стендах структурных подразделений и официальном интернет-сайте Управления, а также в зданиях администраций районов области.

         В отчетном периоде организованы и проведены: Дни бесплатной юридической помощи (15.03.2019 и 22.03.2019 — принято 25 граждан, 31.05.2019 — 45 граждан, 27.09.2019 — 26 граждан, 20.11.2019 — 19 граждан), Дни единого приема граждан — 28.03.2019 (принято 337 граждан), 27.06.2019 — 291 гражданин, 24.09.2019 — 186 граждан, общероссийский день приема граждан (принято 7 граждан в аппарате Управления и  352 гражданина — в отделах судебных приставов Управления). Мероприятия проводились с участием Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области, представителя Ассоциации нотариусов «Нотариальная палата Ульяновской области»,  членов Общественного совета при Управлении.

 

Организация работы

с обращениями по направлению осуществления полномочий ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности

 

         Отделом ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Упрвления (далее - Отдел) в 2019 году проведен комплекс мероприятий, направленных на эффективную реализацию требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

       За 12 месяцев 2019 года по направлению ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, поступило 499 обращений (АППГ - 800, - 37,6%) от физических лиц на нарушение Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ), из которых:

         принято к рассмотрению - 356 обращений (АППГ - 622, - 42,8%);

         направлено в другие территориальные органы ФССП России - 143 обращения (АППГ -178, - 19,7%).

       Рассмотрено, в том числе перешедших остатком с 2018 года, 395 обращений (АППГ - 591, - 33,2%), 1 обращение отозвано.

         Принятые к рассмотрению обращения распределились следующим образом:

         148 обращений (АППГ - 345, - 57,1%) от граждан на деятельность юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в том числе: 19 обращений в отношении ООО «Финпротект» (свидетельство от 22.11.2018 № 1/18/73000-КЛ), зарегистрированного на территории Ульяновской области;

         144 обращения (АППГ - 233, - 38,2%) от граждан на микрофинансовые, микрокредитные организации не включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;

       18 обращений (АППГ - 13, +38.5%) от граждан на действия кредитных организаций;

       46 обращений (АППГ - 31, +48,4%) на иные организации, физические и юридические лица.

        Из вышестоящих и контролирующих органов в Отдел Управления поступило всего 137 обращений (АППГ - 133, + 3%), в том числе:

         из органов прокуратуры – 98 обращений (АППГ - 78, + 25,6%);

         ФССП России - 39 обращений (АППГ - 55, - 29,1%), в том числе из Администрации Президента РФ - 3 обращения (АППГ - 14).

        Кроме того, из иных органов исполнительной власти и от граждан поступило 219 обращений (АППГ - 489, - 55,2%):

         из территориальных органов ФССП России - 19 обращений (АППГ - 220, - 91,4%);

         из Отделений Центрального банка Российской Федерации - 50 обращений (АППГ - 103, - 51,5%);

         личные обращения заявителей - 67 обращений (АППГ - 97, - 31%);

         из иных органов - 83 обращения (АППГ - 69, + 20,3%).

         Анализ тематики обращений граждан, поступивших в Управление за 12 месяцев 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории:

         65 обращений (АППГ - 149, - 56,4%) на нарушения, связанные с осуществлением взаимодействия с должником, а именно телефонные звонки сверх установленного лимита, установленного Федеральным законом № 230-ФЗ;

         46 обращений (АППГ - 182, - 75%) на некорректное поведение работников юридических лиц при осуществлении взаимодействия;

         11 обращений (АППГ - 29, - 62,1%) на нарушения, связанные с осуществлением взаимодействия с должником при наличии заявления об отказе от взаимодействия;

         52 обращения (АППГ - 113, - 54%) на поступления угроз причинения вреда должнику или иным лицом;

         82 обращения (АППГ - 40, +105%) на нарушения, связанные с осуществлением взаимодействия с третьим лицом (не должник);

         100 обращений (АППГ - 109, - 8,3%) на несогласие произведенных расчетов задолженности и начисленных процентов, штрафов и пеней за неисполнение договорных обязательств и иные вопросы.

         Вместе с тем, следует отметить снижение в 2019 году общего количества принятых к рассмотрению обращений (356 (АППГ 622 - 42,8%)) по направлению ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

         Прежде всего, это связано с проведением Управлением таких мероприятий, как проведением рабочих встреч с подконтрольными субъектами, с информированием о применении мер административного воздействия за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере возврата просроченной задолженности в виде административной и гражданско-правовой ответственности;

         проведением разъяснительной работы с населением Ульяновской области по вопросам возврата просроченной задолженности посредством телефонных переговоров, размещения информации в средствах массовой информации, изготовления информационного материала (буклеты).

        В процессе осуществления контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, в отчетном периоде Управлением установлены факты нарушения административного законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в связи с чем принимались меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

     За 2019 год отделом ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Ульяновской области возбуждено 32 дела об административных правонарушениях (АППГ - 57), за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу деятельности по возврату просроченной задолженности.

        Анализ результативности рассмотрения обращений показывает, что каждое 11 обращение, рассмотренное должностными лицами Управления по вопросам, связанным с признаками нарушений Федерального закона № 230-ФЗ, повлекло возбуждение дел об административном правонарушении.

         Нарушений законности при осуществлении Управлением полномочий по ведению государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности,  в том числе при рассмотрении обращений граждан, не допущено.

 

 

Организация работы по рассмотрению жалоб,

поданных в порядке подчиненности

 

По итогам 12 месяцев 2019 года отмечается увеличение количества принятых в Управлении, отделах судебных приставов Управления административных жалоб на 69,5 % (с 4 007 до 6 790), а также увеличение на 69,6 % количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (с  4 068 до 6 899).

Наибольшее количество административных жалоб поступило по вопросу взыскания денежных средств — 5 905 (АППГ — 3 356), количество административных жалоб по вопросу взыскания алиментов увеличилось на 35,3 % — с 119 (за 12 месяцев 2018 года) до 161 (за 12 месяцев 2019 года).

Количество жалоб, признанных обоснованными, составляет по итогам отчетного периода 539 (16,1 % от общего количества рассмотренных административных жалоб (3 358), АППГ — 336, или 14,9 %, рассмотрено 2  254 жалобы). Кроме того, отмечается увеличение количества жалоб, в удовлетворении которых отказано по итогам рассмотрения, на 47 % (с 1 918 до 2 819).

Количество жалоб, поданных руководителю Управления, увеличилось с 850 (за 12 месяцев 2019 года) до 1 731 (за 12 месяцев 2019 года), или на 103,6 %, находящихся на рассмотрении в структурных подразделениях Управления — на 60,6 % (с 3 218 до 5 168).

С целью предотвращения массового поступления жалоб, поданных в порядке подчиненности, от представителей кредитных организаций и иных юридических лиц, в структурных подразделениях Управления определены ответственные лица по взаимодействию с ООО «Право», ООО «Коллекторское агентство Фабула», ООО «Центр-Профи», АО «ОТП Банк», ООО «СААБ».

В марте 2019 года в Управлении проведена рабочая встреча с представителем Ульяновского Отделения № 8588 г. Ульяновска ПАО «Сбербанк России» и начальниками структурных подразделений Управления, определены пути взаимодействия. Также получено согласие от представителей ООО КБ «Ренессанс Кредит» (в ходе телефонных переговоров), Ульяновского отделения АО «Россельхозбанк» (в ходе рабочей встрече в марте 2019 года) о взаимодействии, определены ответственные лица.

По итогам 12 месяцев 2019 года количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, отозванных заявителями увеличилось на 52,6 % - с 1 018 до 1 553.

Предупредить поступление жалоб взыскателей по значительному количеству исполнительных производств позволит система контроля, которая включает:

качественное и своевременное принятие процессуального решения по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств), а также своевременное направление процессуального решения в адрес заявителя;

проверку исполнительных производств, проведение учебных занятий со старшими судебными приставами и их заместителями по вопросам рассмотрения административных жалоб, тщательный разбор имеющихся недостатков;

контроль старшими судебными приставами сроков рассмотрения заявлений граждан и представителей юридических лиц, оперативное представление судебными приставами-исполнителями информации по исполнительным производствам, в том числе посредством сервисов интернет-сайта Управления.

Исходя из вышеуказанных данных следует, что количество обращений граждан (представителей юридических лиц), административных жалоб, принятых к рассмотрению в совокупности за 12 месяцев 2019 года, без учета остатка обращений на начало отчетного периода, увеличилось на 62,1 % (с 10 098 до 16 369).

 

 

 

 

 

Отдел документационного обеспечения

и работы с обращениями граждан

Время создания/изменения документа: 11 декабря 2017 12:55 / 21 января 2020 15:41

Версия для печати