Обзоры письменных обращений


Аналитическая справка по работе с обращениями граждан, представителей организаций, жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства
за 3 месяца 2019 года


Организация работы
с обращениями граждан, представителей организаций

За 3 месяца 2019 года количество обращений граждан и представителей организаций, принятых к рассмотрению Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - Управление) и его структурными подразделениями, составило 2 226, из них поступило 129 обращений, касающихся вопроса деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций (АППГ — 1 227, в том числе — 120 обращений по вопросу деятельности коллекторских агентств и микрофинансовых организаций), в аппарате Управления принято к рассмотрению 671 обращение, в структурных подразделениях Управления — 1 555 (АППГ — 557 и 790 соответственно). Таким образом, процент увеличения количества обращений, принятых к рассмотрению в отчетном периоде, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 65,3 %.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ввиду изменения формы статистической отчетности, в составе общего количества принятых в I квартале 2019 года обращений (2 226) учитывается количество обращений на начало отчетного периода — 321.
При таких обстоятельствах, процент увеличения количества принятых к рассмотрению обращений, без учета остатка обращений на начало отчетного периода — 1 905, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 347), составляет 41,4 %.  Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 2 226 к количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 516 308, составило: 1 обращение на 232 исполнительных производства (без учета остатка обращений на начало отчетного периода — 1 обращение на 271 исполнительное производство). За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 357 исполнительных производств (за 3 месяца 2018 года на исполнении находилось 481 227 исполнительных производств).
Анализ тематики обращений граждан и представителей организаций, поступивших в Управление и структурные подразделения за 3 месяца 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории исполнительных производств:
по взысканию денежных средств – 918 (АППГ – 444);
о взыскании алиментов – 169 (АППГ - 175);
по жилищным спорам – 44 (АППГ - 58);
по трудовым спорам – 10 (АППГ - 17);
иным вопросам — 893 (АППГ — 516).
В отчетном периоде наибольшее количество обращений принято от заявителей граждан и представителей юридических лиц (взыскателей) — 1 570 (АППГ — 838), органов прокуратуры - 182 (АППГ - 177), ЦА ФССП России - 123 (АППГ - 92).
В I квартале 2019 года увеличилось на 23 % количество принятых к рассмотрению обращений, поступивших от должников в рамках исполнительных производств, по вопросам правомерности применения мер принудительного исполнения (обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, взыскания исполнительского сбора, запрета регистрационных действий в отношении зарегистрированного имущества) — с 278 за 3 месяца 2018 года до 342 за 3 месяца текущего года.
Из общего количества обращений 52,9 % (1 178) составляют обращения граждан территориально проживающих в иных регионах, у которых отсутствует возможность использования права на получение необходимой информации в рамках личного приема. При направлении ответов по указанной категории заявителей в обязательном порядке разъясняется возможность оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства. В данную категорию вошли 144 обращения, поступивших от  кредитных и микрофинансовых организаций, с которыми ранее была достигнута договоренность о взаимодействии, исключающая направление обращений.
Проведены мероприятия по отзыву 55 обращений (АППГ – 36).
За 3 месяца 2019 года в Управлении и отделах судебных приставов Управления принято к рассмотрению 169 обращений, касающихся вопроса взыскания алиментных платежей (АППГ — 175), процент снижения количества обращений, указанной категории, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил  3,4 %.
    Соотношение количества принятых к рассмотрению обращений — 169 к количеству исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении в отчетном периоде — 9 677, составило: 1 обращение на 57 исполнительных производств. За аналогичный период прошлого года данное соотношение составило 1 обращение на 59 исполнительных производства (за 3 месяца 2018 года на исполнении находилось 10 322 исполнительных производства о взыскании алиментных платежей).
    Рассмотрение обращений, указанной категории в аппарате Управления осуществляется во взаимодействии с отделом организации дознания с целью проверки возможности применения к должникам административного и  уголовно-правового воздействия.
Основными причинами обращения заявителей является непринятие (по мнению заявителей) судебными приставами-исполнителями полного комплекса мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, направленных на исполнение судебных решений: по проведению розыскных мероприятий при отсутствии информации о местонахождении должника;  исчерпывающего комплекса мер принудительного исполнения в отношении должников в рамках исполнительных производств (в том числе по привлечению к административной и уголовной ответственности); по проверке бухгалтерии организации на предмет удержания алиментных платежей из заработной платы должников; нахождение заявителей на территории иных регионов Российской Федерации.
С целью исключения предъявления обращений, учитывая социальную значимость данной категории взыскания, организовано проведение мероприятий:
выезды в структурные подразделения с целью проверки исполнительных производств о взыскании алиментов на предмет своевременности направления запросов в регистрирующие и контролирующие органы, применения к должникам мер административного и уголовного воздействия, составления актов выхода с целью проверки имущественного положения должников, контроля своевременности проведения проверок бухгалтерий, проведения расчета задолженности;
    Управлением с Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области заключено соглашение «О сотрудничестве Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области».
    Управлением с Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласован график проверки деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по взысканию и получению их воспитанниками алиментов. В целях организации работы и осуществления контроля по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей судебными приставами-исполнителями, специалистом Управления совместно с представителями Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области согласно графика 19.02.2019, 12.03.2019 проведены проверки ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья им. А. Матросова», ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко»;
    популяризация сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов в рамках исполнительного производства с целью ознакомления с его материалами.
Основными причинами направления обращений гражданами и представителями юридических лиц являются:
непринятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающего комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (по мнению заявителей), длительное неисполнение решение суда, а также отсутствие контроля начальников отделов - старших судебных приставов за деятельностью вверенных подразделений (доводы по итогам рассмотрения 21 обращения, или 1,4 % от общего количества рассмотренных по существу обращений и в рамках которых даны разъяснения в соответствии с изложенными доводами, нашли подтверждение, за АППГ — 9 обращений, или 0,9 %);
отсутствие у заявителей информации о ходе исполнительного производства и, как следствие, поступление жалобы о предполагаемом «затягивании» исполнения решения суда;
активизация принятия судебными приставами-исполнителями в отношении должников в рамках исполнительных производств мер принудительного исполнения в форме обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете, ограничения права выезда должников за пределы Российской Федерации, запрета регистрационных действий в отношении имущества.
Кроме того, необходимо отметить увеличение по итогам 3 месяцев 2019 года в 336 раз количества принятых к рассмотрению обращений, поступивших в форме электронных документов — с 4 до 1 344.
Меры, направленные на снижение количества поступающих обращений:
оперативное представление информации по исполнительным производствам (в том числе популяризацией сервисов «Банк данных исполнительных производств», «Интернет-приемная», «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и разъяснения возможности оформления подписки на получение электронных копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства);
с целью повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов, предоставлении сторонам исполнительного производства оперативной информации, обеспечения качественного взаимодействия с иными гражданами и представителями организаций в Управлении и его структурных подразделениях, предотвращения поступления письменных обращений обеспечена постоянная работа выделенных телефонных номеров, степень доступности составила 98,1 %. С целью повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений Управлением  с гражданами и представителями организаций посредством телефонной связи работниками Управления в деятельности используется «Памятка сотруднику call-центра», которая содержит правила приема звонков, характеристики речи во время разговора и «Перечень ответов на наиболее  часто задаваемые вопросы»;
до структурных подразделений Управления доводится информация о количестве поступивших обращений, указывается на неукоснительное соблюдение сроков рассмотрения, необходимость контроля за качеством рассмотрения обращений граждан и представителей организаций, принятие судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер в рамках исполнительного производства в сроки рассмотрения обращений;
личный прием граждан является одной из мер, направленных на предотвращение и снижение количества обращений, так как гражданин получает информацию о принятых мерах в рамках исполнительного производства, планируемых мерах принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем,  в свою очередь, судебный пристав-исполнитель или руководство Управления имеют возможность получить информацию от взыскателя об имущественном положении должника, месте его фактического проживания. В тоже время личный прием способствует взаимодействию со взыскателем, в том числе и совершению исполнительных действий, что в целом позволяет более оперативно решать вопросы, поставленные в ходе личного приема. За 3 месяца 2019 года в ходе проведения личного приема в Управлении и структурных подразделениях принято 873 гражданина, из них 82 - в Управлении и 791 - в структурных подразделениях Управления (АППГ - принято 418 граждан, в том числе 84 и 334 соответственно). Таким образом, произошло увеличение количества принятых граждан на 108,9 %.
Руководством аппарата Управления осуществляются выездные приемы, а также совместные приемы с иными органами государственной власти. За 3 месяца 2019 года осуществлено 15 выездных приемов граждан, 3 из которых проведены на территории населенных пунктов, где отсутствуют структурные подразделения Управления.Также составлены графики выездных приемов начальниками отделов – старшими судебными приставами  в населенных пунктах, где отсутствуют структурные подразделения (на территорию которых распространяются полномочия вверенных им структурных подразделений), которые будут осуществляться ежемесячно на территориях зданий администраций населенных пунктов. За 1 квартал 2019 года осуществлено 18 выездных приемов граждан начальниками отделов – старшими судебными приставами  в населенные пункты, где отсутствуют структурные подразделения Управления.
                        Графики размещены на информационных стендах структурных подразделений и официальном интернет-сайте Управления, а также в зданиях администраций районов области. В отчетном периоде Управление активно взаимодействовало с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области - осуществлялись совместные приемы и выезды в районы Ульяновской области.
В отчетном периоде организованы и проведены: Дни бесплатной юридической помощи (15.03.2018 и 22.03.2019 — принято 25 граждан), День единого приема граждан — 28.03.2019 (принято 337 граждан). День единого приема граждан проводился с участием Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, членов Общественного совета при  Управлении.


Организация работы по рассмотрению жалоб,
поданных в порядке подчиненности

По итогам 3 месяцев 2019 года отмечается увеличение количества принятых в Управлении, отделах судебных приставов Управления административных жалоб на 130 % (с 581 до 1 337), а также увеличение на                   125,2 % количества жалоб, поданных в порядке подчиненности, находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (с 642 до 1 446).
Наибольшее количество административных жалоб поступило по вопросу взыскания денежных средств — 1 223 (АППГ — 534), количество административных жалоб по вопросу взыскания алиментов увеличилось на       66,7 % — с 30 (за 3 месяца 2018 года) до 50 (за 3 месяца 2019 года).
Количество жалоб, признанных обоснованными, составляет по итогам отчетного периода 116 (14,7 % от общего количества рассмотренных административных жалоб (788), АППГ — 57, или 16,8 %, рассмотрено 339 жалоб). Кроме того, отмечается увеличение количества жалоб,                                    в удовлетворении которых отказано по итогам рассмотрения, на 138,3 % (с 282 до 672).
Количество жалоб, поданных руководителю Управления, увеличилось со 149 до 335 (за 3 месяца 2019 года), или на 124,8 %, находящихся на рассмотрении в структурных подразделениях Управления — на 125,4 % (с 493 до 1 111).
С целью предотвращения массового поступления жалоб, поданных в порядке подчиненности, от представителей кредитных организаций и иных юридических лиц, в структурных подразделениях Управления определены ответственные лица по взаимодействию с ООО «Право», ООО «Коллекторское агентство Фабула», ООО «Центр-Профи», АО «ОТП Банк», ООО «СААБ».
В марте 2019 года в Управлении проведена рабочая встреча с представителем Ульяновского Отделения № 8588 г. Ульяновска                               ПАО «Сбербанк России» и начальниками структурных подразделений Управления, определены пути взаимодействия. Также получено согласие от представителей ООО КБ «Ренессанс Кредит» (в ходе телефонных переговоров), Ульяновского отделения АО «Россельхозбанк» (в ходе рабочей встрече в марте 2019 года) о взаимодействии, определены ответственные лица.
Необходимо также отметить отсутствие поступления в I квартале 2019 года жалоб от представителя ООО «Право», ООО «Центр-Профи», поданных в порядке подчиненности.

По итогам 3 месяцев 2019 года количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, отозванных заявителями увеличилось на 65,4 % - со 136 до                225.
Предупредить поступление жалоб взыскателей по значительному количеству исполнительных производств позволит система контроля, которая включает:
качественное и своевременное принятие процессуального решения по   результатам рассмотрения заявлений (ходатайств), а также своевременное направление процессуального решения в адрес заявителя;проверку исполнительных производств, проведение учебных занятий  со старшими судебными приставами и их заместителями по вопросам рассмотрения административных жалоб, тщательный разбор имеющихся недостатков;
контроль старшими судебными приставами сроков рассмотрения заявлений граждан и представителей юридических лиц, оперативное представление судебными приставами-исполнителями информации по исполнительным производствам, в том числе посредством сервисов интернет-сайта Управления.
Исходя из вышеуказанных данных следует, что количество обращений граждан (представителей юридических лиц), административных жалоб, принятых к рассмотрению в совокупности за 3 месяца 2019 года, увеличилось  на 68,2 % (с 1 928 до 3 242).


Организация работы
с обращениями по направлению осуществления полномочий ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности

    В целях осуществления полномочий ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в I квартале 2019 года проведен комплекс мероприятий, направленных на эффективную реализацию требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон  «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ).
За 3 месяца 2019 года по направлению ведения государственного реестра   и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности поступило 129 обращений от физических и юридических лиц на нарушение Федерального закона № 230-ФЗ (АППГ - 307, - 57,9%), из которых:принято к рассмотрению - 77 обращений (АППГ - 264);
направлено в другие территориальные органы ФССП России - 52 обращения (АППГ - 43).
За 3 месяца 2019 года рассмотрено, в том числе перешедших остатком с 2018 года, 101 обращение (АППГ - 208).
Принятые к рассмотрению обращения распределились следующим образом:
33 обращения (АППГ - 144) на деятельность юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;
44 обращения (АППГ - 120) на кредитные организации, микрофинансовые, микрокредитные организации и иные юридические лица, не включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
    Из вышестоящих и контролирующих органов поступило 35 обращений по направлению ведения государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (АППГ - 43, -18,6%), в том числе из:
из органов прокуратуры – 26 обращений (АППГ - 21);
ФССП России - 9 обращений (АППГ - 22).
    Кроме того, из иных органов исполнительной власти и от граждан поступило 42 обращения (АППГ - 221):
из территориальных органов ФССП России - 0 обращений (АППГ - 131);
из Отделений Центрального банка РФ - 9 обращений (АППГ - 47);
личные обращения заявителей - 16 обращений (АППГ - 30);   из иных органов - 17 обращений (АППГ - 13).
Анализ тематики вышеуказанной категории обращений граждан, поступивших в Управление за 3 месяца 2019 года, показал, что основное их количество приходится на следующие категории:
8 обращений (АППГ - 68) на нарушения, связанные с осуществлением взаимодействия с должником, а именно телефонные звонки сверх установленного лимита, установленного Федеральным законом № 230-ФЗ;
9 обращений (АППГ — 102) на некорректное поведение работников юридических лиц при осуществлении взаимодействия;
2 обращения (АППГ - 17), связанные с осуществлением взаимодействия с должником при наличии заявления об отказе от взаимодействия;
13 обращений (АППГ - 33), на поступления угроз причинения вреда должнику или иным лицом;
20 обращений (АППГ - 21), связанные с осуществлением взаимодействия с третьим лицом (не должник);
    25 обращений (АППГ - 44) на несогласие произведенных расчетов задолженности и начисленных процентов, штрафов и пеней за неисполнение договорных обязательств и иные вопросы.
    Следует отметить, что при рассмотрении обращений на деятельность кредитных и микрофинансовых (микрокредитных) организаций (компаний) продолжают возникать проблемные вопросы, связанные с качеством информации, предоставляемой в Управление, соблюдением сроков ее предоставления микрофинансовыми и иными организациями, а также телекоммуникационными компаниями.
    Кроме того, кредитные организации и телекоммуникационные компании в определенных случаях отказывают в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на положения Федеральных законов от 10.07.2002   № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и  от 27.07.2006    № 152-ФЗ «О персональных данных».
По результатам рассмотрения обращений от физических и юридических лиц возбуждено 19 дел об административных правонарушениях (АППГ - 11, +72,7%), за допущенные нарушения требований Федерального закона    № 230-ФЗ:
8 дел по ч. 1 ст. 14.57 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в отношении ПАО «Совкомбанк», ООО МФК «Центр финансовой поддержки», ООО МФК «Конга»,ООО «МигКредит», ООО МФК «Лайм-Займ», ООО МФК «Джой Мани» и ООО МКК «Финансовый компас» (АППГ - 0)
9 дел по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО МКК «Финансовый компас» и ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург» (АППГ- 0);
1 дело по ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении НАО «Первое коллекторское бюро» (АППГ - 0).
1 дело по ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении НАО «Первое коллекторское бюро» (АППГ - 0).
Анализ причин поступления в Управление обращений показал, что основной причиной является низкий уровень финансовой и юридической грамотности населения, отсутствие дополнительных полномочий ФССП России по контролю за деятельностью по взысканию просроченной задолженности, а также высокая закредитованность граждан в различных микрофинансовых и микрокредитных организациях и компаниях.
С целью повышения эффективности взаимодействия с юридическими лицами, осуществляющиими на территории Ульяновской области деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, 26.03.2019 проведена рабочая встреча с представителями общества с ограниченной ответственностью «Финпротект» и непубличного акционерного общества «Первое коллекторское бюро», на которой обсуждены проблемные вопросы, возникающие в ходе рассмотрения обращений граждан, даны рекомендации по проведению мероприятий, направленных на профилактику совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрены КоАП РФ.
Таким образом, за январь-март 2019 года значения дополнительных показателей эффективности деятельности Управления, установленные в сфере возврата просроченной задолженности, составили:
«Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных с назначением административного наказания в рамках контрольно-надзорной деятельности (по ст.ст. 14.57, 19.7 КоАП РФ)» - 81,8%, при прогнозном значении ФССП России - 90% (АППГ- 84,6%);
«Законность действий должностных лиц территориальных органов  ФССП России при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр» - 0 %, при прогнозном значении ФССП России — 3 % (АППГ — 0 %).
    Нарушений законности при осуществлении Управлением полномочий по ведению государственного реестра и надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности,  в том числе при рассмотрении обращений граждан, не допущено.


Отдел документационного обеспечения
и работы с обращениями граждан

Время создания/изменения документа: 11 декабря 2017 12:55 / 15 мая 2019 14:29

Версия для печати